info@isono.ru

МИНИМАЛЬНО ИНВАЗИВНЫЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

И ХИРУРГИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПОД УЛЬТРАЗВУКОВЫМ НАВЕДЕНИЕМ

 

ИНВАЗИВНАЯ СОНОГРАФИЯ

invasive sonography

..Не существует какой-то местечковой науки или местечковой медицины. Есть мировая наука и мировая медицина...

Алексей Кривошапкин, нейрохирург, г.Новосибирск

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЯРМАРКА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Моему учителю В.И.Оноприеву посвящается


                                                                                                                                                        Inter os atgue offam multa intervenire potest


На основании комплексного исследования рынка образовательных услуг в Российской Федерации  фонд «Центр стратегических разработок – Северо-запад» в 2005 году пришел к выводу, что российское высшее образование в целом повторяет мировую тенденцию перехода школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи с отставанием по разным показателям на десять-тридцать лет.

Считается, что отечественная высшая профессиональная школа сформировалась в XIX веке, во многом за счет импорта немецкой модели – исследовательского Университета Гумбольдта, взяв за основу его организационные формы. Это позволило России в короткие сроки создать конкурентоспособную систему массового высшего образования. Однако  с 90-х годов система высшего профессионального образования в России стала утрачивать свою мировую конкурентоспособность.

В настоящее время российское образование находится на периферии мирового рынка, что подтверждается международными рейтингами. Российские вузы в международных рейтингах практически отсутствуют, а основной проигрыш идет по главным направлениям – состав преподавателей, объем финансирования НИОКР, по результатам НИОКР, по технологическим инновациям в учебном процессе, по значимости рассматриваемых социальных проблем и по связанности с мировым академическим и гуманитарным сообществом (слабый «индекс цитируемости»).

В настоящее время тип современного вуза определяется его организационной моделью, которых в мире принято разделять по базовому процессу на четыре  – проектный, исследовательский, педагогический и «распадающийся».

В проектных вузах по принципу «матрешки» используются все четыре процесса,  базовый из них – процесс проектирования, построенный на основе эмпирических и теоретических исследовательских данных. Перевод способов современного проектирования и исследования  в технологии обучения задает педагогический процесс. А конструкция, совмещающая новые учебные технологии, проектные и исследовательские работы, педагогов, обучаемых и т.д. – есть учебный план, который регулирует обучение и тоже является рабочим процессом.

В исследовательских вузах базовый процесс – исследования, теоретические и прикладные. Всего же процессов три: исследовательский, педагогический и учебный план.

Современный педагогический вуз базируется на разработках технологий обучения и учебном плане.

Вузы, в которых присутствует только учебный план, относятся к категории «распадающихся».

Ведущие вузы мира относятся к проектному типу или к исследовательскому, либо синтезируют и то и другое.

В России исследовательских вузов совсем немного. Точнее в некоторых вузах ведутся исследовательские работы, но вузов, в которых исследования являются главенствующим процессом – нет. Большая часть российских вузов относится к группе «распадающихся», поскольку в отсутствие проектных, исследовательских и педагогических работ в них существует только один процесс - учебный план, то есть конфигурация лекций и семинаров. От этого типа вузов мир начал отказываться с 70-х годов прошлого века.

По отношению к медицинским вузам, данная схема применима с некоторыми оговорками. Медицина одна из самых консервативных и непосредственно воздействующих на каждого человека сфера деятельности общества. Но при этом все, что характеризует состояние всей высшей школы России, можно перенести и на медицинские вузы.  В большинстве своем по перечисленным выше процессам, принципиального отличия между столичными и периферийными мединститутами практически нет, и относятся они к группе «распадающихся», поскольку в них доминирует только один процесс - учебный план. Практическое отсутствие проектных, исследовательских и педагогических работ, имеющих масштаб хотя бы в границах своих регионов, округов, всей страны  - главная их черта, не говоря уже о международном признании.

Однако в стране существует ряд специализированных учебных заведений которые могут претендовать на более высокую степень организации технологичных процессов преподавания, исследования: Российская медицинская академия постдипломного образования и ряд научно-исследовательских институтов (хирургии, онкологии, трансплантологии, травматологии, радиологии, скорой помощи и т.д.). Редкие успехи отдельных ученых и лабораторий в подобных университетах, достигнутых на базе современных зарубежных технических достижений, инструментов и приборов, только подтверждают отсутствие современной отечественной выстроенной системы исследовательской деятельности и построения новых образовательных процессов, внедрения открытий и изобретений в производственный процесс.

В отличие от «столичных» медицинских вузов нашей страны, региональная медицинская наука и практика имеет наибольшее отрицательное влияние на общий процесс формирования специалиста. Особенности местного менталитета, клановости, кумовства, недостаточного финансирования, коррумпированности всей образовательной цепочки отражаются на конечном результате – враче, его низком культурном и профессиональном уровне. Что в свою очередь негативно сказывается на имидже профессии, уровне медицинской помощи и здоровье населения.

Одними из основных негативных массовых черт выпускника медицинского вуза последних лет являются полное отсутствие практических навыков применения специальных знаний и отсутствие этих знаний; полное нежелание и неумение продолжать самообразование.

Самое распространенное мнение выпускника о себе основано на том, что он уже полностью сформировавшийся специалист готовый к самостоятельной работе, к выполнению сложных хирургических операций и что он имеет полное право, зарабатывая деньги, распоряжаться жизнью пациента, как ему заблагорассудится.

За время учебы в ВУЗе у выпускника не только не формируются базовые знания по предметам, отсутствует система добывания и преумножения знания, и что самое главное, их практического применения.

Наибольшее негативное влияние оказывает отсутствие системы, формирующей представление о жизни и здоровье человека, как о самом ценном, что нужно сохранить, на что должны быть нацелены усилия государства, знания и умения врача.

Только одно достаточно хорошо усваивается современными молодыми «эскулапами» – медицина, это такая же, как и все остальные, без исключения, часть рынка, и зарабатывать деньги на больном человеке можно, не ограничиваясь никакими моральными и этическими рамками.

Конечно же, многие исключения не могут исправить всей гнетущей картины непрофессионализма современных выпускников и молодых врачей, даже отработавших после окончания института по 5 - 10 лет. Система постдипломного усовершенствования характеризуется косным формализмом преподавателей, леностью и безалаберностью учащихся, в основной массе использующих время учебы для личных нужд, отдыха и «культурно-массовых» мероприятий.

Говорить о конкурентоспособности такого выпускника мединститута и системы высшего медицинского образования, и послевузовского обучения, в целом не приходится. Раз в пять лет повышение квалификации «из-под палки» не решает проблемы непрерывного образования. Не будь формальной процедуры аттестации врачей на категорию, требующей периодического «усовершенствования», основная масса врачей не испытывала бы дискомфорта от отсутствия регулярных учебных циклов. У другой же части врачей, которая имеет потребность в новых знаниях, в большинстве своем нет возможности обучаться в «ведущих» вузах и клиниках, поскольку это сопряжено со значительными материальными затратами, как на само обучение, так и на проживание в мегаполисе.

Только единица могут позволить себе «купить» интересующий цикл обучения, тренинг, специализацию. В этом случае учащийся характеризуется крайней степенью ответственности и дисциплины при прохождении обучения и ценит каждую крупицу знаний, «приобретенных» за собственные средства на свободном рынке образовательных медицинских услуг.

В тоже время для подобных специалистов характерно отсутствие желания поделиться полученными знаниями с коллегами по работе. Возможность поделиться с менее успешными коллегами, а теперь практически конкурентами, рассматривается только в случае компенсации материальных затрат на обучение. Поскольку специалист с новыми знаниями и практическими навыками начинает себя ощущать более значимым в своей области и осознает, что может продать свои услуги выгоднее своих сослуживцев.

Сложившаяся ситуация в образовательной медицинской сфере отражает далекий от постиндустриального общества нецивилизованный тип взаимоотношения студента и преподавателя, врача и администрации лечебных учреждений, врача и преподавателя высшей послевузовской школы, врача и врача, врача и пациента. Чтобы начать исправлять искаженную систему ценностей и принципов обучения, требуется перестройка идеологии и финансовых взаимоотношений государства, местной власти, медицинской общественности, преподавателей медицинских вузов, с желающим учиться гражданином.

Однако, было бы не совсем справедливо утверждать, что ситуация в сфере медицинского образования безнадежна. Российский центр функциональной хирургической гастроэнтерологии (РЦФХГ, г.Краснодар) давно известен в медицинских кругах как министерское специализированное учреждение нового типа. Основным предназначением центра является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с подготовкой научных и практических кадров и организация на индустриальной основе по-настоящему эффективной дорогостоящей хирургической помощи.

«Чрезвычайно наукоемкие и дорогостоящие методы диагностики и лечения по силам только новому типу федерального лечебного учреждения, где наука, учеба и практика слиты воедино, на принципах глубоко специализированной индустриальной медицины» - считает основатель и директор РЦФХГ профессор В. И. Оноприев. Именно для осуществления амбициозных целей этой модели лечебного учреждения за 15 лет существования центра была сформирована специализированная профессиональная школа, выпускающая конкурентноспособных специалистов для научного сообщества и практического здравоохранения.

Высочайшая сложность патологий пациентов РЦФХГ стала требовать совершенно нового типа специалистов - «гибких» специалистов для выполнения манипуляций, в которых возникают вопросы, относящиеся к разным врачебным специальностям и требующие навыков приспособления к быстрой смене лечебных ситуаций, лечебной тактики, трудовых взаимоотношений.

Реакция профессионального образования школы В.И.Оноприева была созвучной основным постиндустриальным тенденциям: произошло увеличение числа специальностей, появление новых специалистов на стыке различных дисциплин, рост междисциплинарных форм обучения. Таким образом, осуществилась мечта высшего образования – переход от квалификации к компетенции, что выражается в  способности принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях. А акцент в системе обучения РЦФХГ был перемещен с самого процесса на результат.

В подготовке специалистов последипломной ступени учебный план РЦФХГ стремится к максимальной преемственности образовательных программ различных ступеней, их взаимной проницаемости и так называемой беступиковости, гарантирующей возможность продолжения врачебного образования. Что и позволяет, с одной стороны, наладить выпуск узких специалистов (гастроэнтерологов, эндоскопистов, малоинвазивных хирургов и т.д.), а с другой стороны – сформировать базу для обучения универсального в своей области специалиста.

Очевидно, что традиционная классно-урочная передача знаний не позволяет подготовить человека к ситуации, не описанной в учебнике, а таких ситуаций в практической деятельности врача подавляющее большинство. Фундаментальный подход к лечению гастроэнтерологической патологии столкнулся с невозможностью заранее описать и предсказать все риски, которые несет спроектированная на его основе деятельность практического врача.

Таким образом, в Центре было произведено изменение способов преподавания: из пассивной сферы передачи сведений акценты перемещены в зону практических действий. Лишь после многократных пыток создания ситуаций опыта (проблемные минидиссертации и их «защита» перед многоплановой врачебной и преподавательской аудиторией), как процесса не запоминания, а размышления и поиска решений, формирующего клиническое мышление специалиста, выполняется практическая отработка хирургических манипуляций на животных. И лишь затем врач допускается к самостоятельной хирургической деятельности.

С введением оригинальных обучающих электронных программ, открытых для всеобщего доступа в РЦФХГ, все меньше времени тратится на «контактную педагогику», а потребность в старых образовательных технологиях, связанных с движением информации об уже известных фактах и сведениях, постоянно снижается.

Немаловажной деталью является доступность последипломного образования на базе РЦФХГ. Отсутствие коммерциализации обучения, на данном этапе становления вуза, свидетельствует о приоритетах ее качественных показателей, а не количественных.

Интеграция российской высшей медицинской школы на базе образовательных разработок РЦФХГ, в процесс постиндустриального перехода, обуславливает необходимость профилактики «вымывания» из учреждения всех относительно ценных и мобильных элементов образования (способных аспирантов, успешных научно-практических врачебных кадров и преподавателей).

Выращивание новой системы профподготовки идет через реализацию специально отобранных проектов – учебные программы, непрерывный научный рост, собственное производство, импорт и внедрение новых лечебных технологий. При этом реформа, связанная с изменением методик преподавания, расширением масштабов применения оригинальных технологий в хирургии, эффективно функционирующая на базе РЦФХГ, позволяют считать его одним из немногих отечественных медицинских научных, учебных и лечебных учреждений, являющегося уникальным  типом современного ВУЗа и объединяющего в себе все основные организационные модели – проектный, исследовательский и педагогический.

При этом инновационность объективно отражает идеологию Российского Центра функциональной хирургической гастроэнтерологии, который, не удовлетворяясь ролью образовательной провинции, безусловно, претендует на мировую значимость и влияние на процессы глобализации.

2006 год

  • Новиков С.В. 
  • кмн, врач-хирург высшей категории, врач УЗД,
  • специалист по минимально инвазивным хирургическим вмешательствам под контролем ультразвука 
  • НИИ СП им.Н.В.Склифосовского, г.Москва
  • P.S. К великому сожалению, передовое научное учебное лечебное медицинское учреждение России - РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ - был расформирован (читай - уничтожен) в 2008 году. Все сотрудники были вынуждены разъехаться по всей стране и разным ЛПУ.